15:26 Теория тактики шахмат Ступеньки атаки | |
Ступеньки атаки В процессе борьбы, когда силы противников сблизились, сражающиеся стороны стараются добиться материального перевеса и с этой целью своими фигурами атакуют фигуры неприятеля. Рассмотрим элементарные ситуации, когда какая-нибудь фигура нападает на короля. Здесь представлена атака короля конем. Конь нападает с полей, обозначенных цифрой 0, на короля. С полей, обозначенных цифрой 1, конь угрожает напасть на короля; с полей, обозначенных цифрой 2, конь может создать угрозу нападения только через ход; с полей, обозначенных цифрой 3, - через два хода и т. д. Можно сказать, что, стремясь атаковать короля, конь движется как бы по ступенькам, которые назовем ступеньками атаки. Конечно, конь не быстроходен и не дальнобоен. Чтобы напасть на фигуру противника, он должен сначала к ней приблизиться. Однако ступеньки атаки можно увидеть также у других фигур. Рассмотрим, например, атаку короля слоном. И здесь есть поля, с которых слон нападает на короля; есть поля, с которых слон угрожает на него напасть (угроза первого порядка); и есть поля, с которых слон только может создать угрозу нападения (угроза второго порядка). Как показывает следующая позиция, ступеньки атаки можно установить и при борьбе слона с конем, когда цель - выключить коня из игры. Если с поля е5 слон способен стреножить коня, а с полей, обозначенных цифрой 1, угрожает попасть на поле е5, то с полей, обозначенных цифрой 2, он только грозит создать угрозу выключения (угроза второго порядка). Еще труднее слону осуществить эту задачу с полей, обозначенных цифрой 3 (угроза третьего порядка). Ступеньки атаки возникают во всех случаях борьбы фигур. Их можно обнаружить, например, и в эндшпиле, когда пешка движется в ферзи, а король противника устремляется вдогонку. С полей, входящих в квадрат а1—а5—е5—е1, король настигает пешку а5, с полей большего квадрата а6—а1—f6—f1 создает угрозу догнать пешку, и с полей квадрата а7—а1—g7—g1 король еще не угрожает догнать пешку, но при своем ходе может выйти на угрожающую позицию. Ступеньки атаки можно установить и в позициях, где нападение осуществляется несколькими фигурами. Вот, например, элементарный случай матования одинокого короля ферзем и королем. Все позиции ферзя распадаются на три группы. С первых, обозначенных цифрой 0, дается мат. С полей, обозначенных цифрой 1, грозит мат в один ход. С полей, обозначенных цифрой 2, угрозы дать мат в один ход нет. Таким образом, в процессе матования ферзь с полей, обозначенных цифрой 2, совершает тройной прыжок, как бы движется по ступенькам - сначала угрозы мата в один ход нет, затем она возникает и на третьей дается мат. Читатель, вероятно, обратил внимание на то, что с полей, обозначенных цифрой 2, тоже грозил мат, но не в один, а в два хода. Поэтому и здесь сначала возникает угроза второго порядка, а затем уже первого. Общий вывод: при атаке нападающие фигуры, прежде чем нанести удар, движутся как бы по ступенькам, постепенно наращивая угрозу. Нападения и угрозы (причем, как мы увидели, угрозы могут быть различных порядков) представляют собой элементарные средства атаки. | |
|
Всего комментариев: 0 | |